В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

Российский транзит политической системы 2020
(мультимедийное учебное пособие)

  • КОРОТКО О ГЛАВНОМ: Верховенство закона и стабильная сбалансированная власть
  • КОРОТКО О ГЛАВНОМ: Верховенство закона и стабильная сбалансированная власть
    Back
    Next
ПОДРОБНО: Изучаем, что изменяется в  Конституции РФ
Санжаревский И.И. Российский транзит политической системы 2020: изучаем изменения в конституции РФ (мультимедийное учебное пособие). Эл, визуал. (Web-сайт). Изд.2-е, испр. и доп.Тамбов. 2022.  // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. (сетевой научно-образовательный проект, 2014-2021. URL:http://virmk.ru). Авт. и сост. Санжаревский И.И., URL: http://umk.virmk.ru/TRAINING_COURSES/CONSTITUTION-2020/ 1 п.л. (7 мб.).


Государство и общество вынуждены адаптироваться к новой реальности, что потребует существенной корректировки и трансформации системы правового регулирования... Мир переходит в эпоху постчеловеческих по своей направленности технологий. А право с этим не справляется - оно само продукт техногенной эпохи. (Российская газета - Федеральный выпуск № 247(8598), pdf)
Валерий Зорькин (председатель Конституционного суда Российской Федерации)


В 2020 году:

  • Президент России внес в Госдуму проект закона о поправке к Конституции.
  • Проведено общероссийское голосование и принята новая редакция Основного Закона Российской Федерации

Изучаем, что изменено в Основном Законе Российской Федерации.

В Основном законе страны закрепляются:
🗸 гарантированный минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России;
🗸 гарантии индексации пенсий и соцвыплат;
🗸 гарантии защиты семьи, материнства, отцовства, института брака как союза мужчины и женщины;
🗸 статус России как правопреемника СССР, недопустимость отчуждения части территории России, гарантии защиты исторической правды;
🗸 обязательные требования для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничения, связанные с наличием иностранного гражданства, счетов в зарубежных банках;
🗸 отказ от исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ;
🗸 запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента РФ более двух сроков и обнуление президентских сроков для действующего главы государства;
🗸 гарантии неприкосновенности для бывшего главы государства;
🗸 более широкие полномочия Совета Федерации;
🗸 полномочия Госдумы утверждать кандидатуры Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров;
🗸 полномочия Конституционного Суда РФ проверять по запросам Президента конституционность законов, принятых федеральным парламентом, до их подписания главой государства;
🗸 положения о Госсовете;
🗸 вхождение органов местного самоуправления в единую систему публичной власти в России.
Предусмотрен особый порядок вступления поправок в силу. День проведения общероссийского голосования по поправкам будет определен Президентом.
 

Конституционные поправки или пересмотр конституции?

В соответствии с ч.1 ст. 135 Конституции РФ "положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием".
Однако в принятом Федеральным Собранием Российской Федерации Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" есть
формулировка, изменяющая название государственной должности "член Совета Федерации" на  "сенатор Российской Федерации", что формально влечет за собой  внесение поправки в ч. 2 ст. 135  Конституции РФ.
А это, как вариант, фактически возможно было трактовать как предложение пересмотра положений главы 9 Конституции Российской Федерации, поддержанное в  соответствии с ч. 2 ст. 135  Конституции РФ "тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы", и, как следствие, созыва конституционного собрания с принятием соответствующего конституционного закона.

Президент России направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос «О соответствии главам 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 указанного Закона»

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" - "Конституционный Суд Российской Федерации не позднее семи дней со дня направления Президентом Российской Федерации запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, обязан дать заключение о соответствии (несоответствии) положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона, а также о соответствии (несоответствии) Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона".

Конституционный суд РФ по запросу главы государства В.В. Путина подготовил положительное заключение по законопроекту о внесении поправок в российскую Конституцию — в частности, об «обнулении» президентских сроков. В подготовленном документе говорится, что этот законопроект соответствует положениям глав 1, 2 и 9 Основного закона Российской Федерации:
"... При подготовке настоящего Заключения все не вступившие в силу 5 положения Закона о поправке оцениваются на предмет соответствия положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно, в том числе на основе мониторинга дискуссии в средствах массовой информации и в сети Интернет, а также с учетом общественной значимости определяет те положения, оценка которых требует более развернутого выражения его позиции в тексте настоящего Заключения.
Во всяком случае
при оценке положений Закона о поправке Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и, следовательно, не рассматривает вопрос о целесообразности и предпочтительности того или иного варианта регулирования как с точки зрения его содержания в допустимых Конституцией Российской Федерации (главы 1, 2 и 9) пределах, так и с точки зрения необходимости включения конкретного положения непосредственно в конституционный текст, поскольку это исключительная дискреция конституционного законодателя"

Санжаревский И.И. Тамбов. 2022.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И., Тамбов, 2014-2022. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)