В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

Цифровое общество:
введение в искусственный интеллект
и управление цифровой репутацией
(мультимедийное учебно-методическое пособие)

 
Цифровое общество:введение в искусственный интеллект и управление цифровой репутацией (мультимедийное учебное пособие). Тамбов.  2022.  // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703 (сетевой научно-образовательный проект, 2011-2022). Сост. Санжаревский И.И., http://umk.virmk.ru/TRAINING_COURSES/digital_society_&_reputation/. 1 п.л. (7 мб.).

 
Содержание дисциплины

 

     Для успешного изучения курса Вам необходимо:

 

  • Изучить теоретические материалы по темам (видеолекции, конспекты).
  • Ознакомиться с материалами для самостоятельного изучения по каждой теме курса.
  • Пройти тестирование по каждой теме курса.
  • Пройти итоговый контроль по курсу (итоговый тест по курсу).

1. Раздел 1. Цифровое общество и введение в искуственный интеллект
Тема 1. Искусственный интеллект, машинное обучение и большие данные


!

МЫ УЖЕ НАУЧИЛИСЬ СОЗДАВАТЬ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ КОПИИ ЛЮБЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ОКАЗЫВАЕТСЯ, АЛГОРИТМЫ НЕОТЛИЧИМЫ ОТ ЛЮДЕЙ В СОЦОПРОСАХ. И ЭТО, НАВЕРНОЕ, - САМОЕ ПОТРЯСАЮЩЕЕ ОТКРЫТИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НА СТЫКЕ АЛГОРИТМОВ ОБРАБОТКИ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА, КОГНИТИВИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ. ИБО ОНО ОТКРЫВАЕТ ОГРОМНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ СОЦИОХАКИНГА.  
Результаты исследования «Out of One, Many: Using Language Models to Simulate Human Samples / Использование языковых моделей для имитации человеческих образцов» (https://arxiv.org/abs/2209.06899) показывают.
•  Крупномасштабные языковые модели типа GPT-3 могут использоваться в качестве прокси человеческого познания на агрегированном уровне и в качестве универсальных окон в человеческое мышление.
•  Это значит следующее:
--  изготовить алгоритмическую копию отдельной личности наука пока не умеет, но изготовить алгоритмическую копию любой социальной группы не составит большого труда;
--  в социологических исследованиях можно опрашивать не людей, а алгоритмы, имитирующие те или иные социальные группы.
•  Из чего следуют фантастические перспективы для отработки методов манипулирования людьми (в целях бизнеса или власти), а также для пропаганды, дезинформации и мошенничества. Фишка в том, что теперь эти методы можно отрабатывать не на людях (что дорого и рискованно, если об этом станет широко известно), а на алгоритмических копиях интересующих исследователей социальных групп (что дешево и не несет риска, т.к. алгоритмы не проговорятся).



!

ИИ СПОСОБЕН ПРЕВЗОЙТИ НАС В КУДА БОЛЬШЕМ, ЧЕМ ДУМАЛОСЬ. Как ни сложны шахматы почти неисчислимым числом вариантов, но от ИИ здесь не требуется ничего, кроме оптимизации перемещения фигур по доске. Как ни сложны задачи обработки естественного языка, но и здесь от ИИ не требуется ничего, кроме оптимизации расположения слов в тексте.
Но можно ли путем машинного обучения создать искусственного интеллектуального агента, обладающего разнообразным набором человеческих способностей? Например, - находить оптимальную военно-дипломатическую стратегию и реализовывать её в ходе переговоров, убеждая и настаивая, хитря и обманывая, выстраивая доверительные отношения и зарабатывая репутацию так, как это делают люди.
Год работы подразделения Meta AI (команды разработчиков признанной в России экстремистской организации, оснащенных самыми мощными в мире вычислительными кластерами для обучения ИИ) принес воистину прорывной результат.
Миру представлен «Цицерон» (Cicero) (https://ai.facebook.com/blog/cicero-ai-negotiates-persuades-and-cooperates-with-people/), первый в истории цивилизации искусственный интеллектуальный агент, достигший уровня человека в «Дипломатии» (Diplomacy) - стратегической игре, включающей сотрудничество и соревнование, в которой упор делается на переговоры на естественном языке и тактическую координацию между семью игроками.
В «Цицероне» языковая модель интегрирована с алгоритмами планирования и обучения с подкреплением.
Это позволяет ИИ агенту:
• делать выводы о целях, убеждениях и намерениях других игроков на основе их разговоров;
• выстраивать собственную стратегию в текущей ситуации;
• планировать совместные действия с учетом целей своего партнера;
• а также вести убедительный диалог с другими игроками, способствующий реализации своих планов.
Сыграв всего 40 анонимных онлайн игр с участниками лиги игроков в «Дипломатию» (72 игровых часа, включающих 5277 коммуникаций с людьми), «Цицерон» показал в 2+ раза лучший результат, чем в среднем у игроков-людей, и вошел в 10% лучших участников, сыгравших более одной игры.

Тема 2. Цифровая экономика и современные технологические тренды.
Тема 3. Интернет вещей и промышленный интернет вещей. Цифровые двойники и виртуальные профили
Тема 4. Как спастись от киберугроз в новую эпоху? Вопросы информационной безопасности
Тема 5. Введение в управление цифровой репутацией
Тема 6. Информация в квантовом мире и будущее коммуникаций
Тема 7. Криптовалюты, распределенные реестры и сохраненные процедуры (смарт-контракты)
Тема 8. Виртуальная и дополненная реальность
Тема 9. Гибкие методологии управления проектами
Тема 10. Как создаются программы и что нужно, чтобы попасть в App Store или Google Play?

1.1.Тест для самопроверки: Цифровое обществоо: введение в искусственный интеллект

Раздел 2.  Цифровое общество и управление цифровой репутацией.

 

Deepfake (от англ. deep learning - «глубокое обучение» и fake - «фальшивый») - реалистичная манипуляция аудио- и видеоматериалами с помощью искусственного интеллекта. Фактически эта технология заставляет человека говорить то, чего он не произносил, и делать то, чего он никогда не делал. IT-аналитики уверены: технология Deepfake может стать самой опасной в цифровой сфере за последние десятилетия. Уже сейчас дипфейки используются злоумышленниками в финансовых махинациях, создании фальшивых новостей и для дискредитации известных людей. Более того, технологии их создания постоянно совершенствуются. Не исключено, что уже через несколько лет дипфейки будут настолько естественно выглядеть и звучать, что распознать их можно будет только после тщательного анализа с использованием искусственного интеллекта.



Тема 11. Что такое цифровая репутация?
Тема 12. Целевая аудитория в сети
Тема 13. Стратегия управления цифровой репутацией
Тема 14. Стратегия управления профессиональной репутацией в сети на примере госслужащих
Тема 15. Управление конфликтами в социальных сетях

2.2. Тест для самопроверки: Управление цифровой репутацией

3. Аттестация (итоговое тестирование)
Санжаревский И.И. Тамбов. 2022.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И., Тамбов, 2014-2022.© 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)