Публичное администрирование,
политика и наука: словарь-справочник
П


ПРАВО

- основополагающий государственный институт как система государственных норм, правил взаимодействия людей и их объединений, а также санкций за нарушение этих норм и правил, порядка их применения. Но в любой национальной социально-политической системе есть также и религия как основанная на вере система норм, правил и традиций взаимодействия людей и их объединений, а также санкций за нарушение этих норм и правил, порядка их применения; и мораль (нравственность) как основанная на чувственной оценке поступков, личностных и групповых качеств система традиций, обычаев, норм и правил поведения людей и их объединений, а также санкций за нарушение этих норм и правил. Легальность процесса конвертации ресурсов во власть определяется системой государственного права, а легитимность согласием народа с властью, его добровольным признанием за ней права принимать обязательные решения.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И МАНДАТЫ ДЛЯ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Устав Организации Объединенных Наций возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя эту функцию, Совет может учредить операцию Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Поставленные задачи неодинаковы в разных ситуациях и зависят от характера конфликта и особенностей связанных с ним проблем.
Устав Организации Объединенных Наций является основополагающим документом для всей работы Организации. ООН была создана с тем, чтобы "избавить грядущие поколения от бедствий войны", и одной из ее главных целей является поддержание международного мира и безопасности.
Хотя деятельность по поддержанию мира прямо не предусмотрена в Уставе, она стала одним из основных инструментов, используемых Организацией Объединенных Наций для достижения этой цели.
Устав возлагает на Совет Безопасности ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении этой функции Совет может принимать ряд мер, в том числе учреждать операции ООН по поддержанию мира.
В главе VI Устава рассматривается мирное разрешение споров. Операции ООН по поддержанию мира традиционно увязывались с Уставом. Однако Совет Безопасности имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание операции ООН по поддержанию мира, и он никогда не ссылался на главу VI Устава. В главе VII Устава содержатся положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". В последние годы Совет стал ссылаться на главу VII Устава при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операций ООН по поддержанию мира в сложных условиях постконфликтных ситуаций, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок. В этих случаях ссылка на главу VII Устава может рассматриваться не только как указание правового основания для действий Совета Безопасности, но и как заявление твердой политической воли и напоминание сторонам конфликта и другим членам ООН об их обязанности выполнять решения Совета Безопасности. В главе VIII Устава предусмотрено участие региональных соглашений и органов в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, при условии что такая деятельность совместима с целями и принципами главы I Устава.
Мандаты операций по поддержанию мира.
Развертывание операций ООН по поддержанию мира, а также принуждения к миру, осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Со временем спектр задач, которые поручаются операциям ООН по поддержанию мира, существенно расширился в связи с изменением характера конфликтов и необходимостью более эффективного реагирования на угрозы международному миру и безопасности.
Хотя каждая операция ООН по поддержанию мира имеет свои особенности, задачи, возлагаемые на миротворцев Советом Безопасности, в принципе схожи между собой. В зависимости от мандата операции по поддержанию мира могут решать следующие задачи: развертывание сил для предотвращения конфликта или его перетекания через границы; стабилизация конфликтной ситуации после прекращения огня, с тем чтобы создать условия для достижения соглашения об установлении прочного мира между сторонами; содействие осуществлению всеобъемлющих мирных соглашений; оказание помощи странам или территориям в преодолении переходного периода к стабильному правлению на основе демократических принципов, благого управления и экономического развития.
С учетом конкретного круга проблем миротворцам ООН часто отводится роль катализатора в осуществлении следующих мероприятий, которые по сути сводятся к деятельности по миростроительству: разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов;
разминирование; реформирование сектора безопасности и осуществление других мероприятий, связанных с обеспечением верховенства права; защита и поощрение прав человека; помощь в проведении выборов; поддержка мер по восстановлению и укреплению государственной власти; содействие социально-экономическому восстановлению и развитию.
Мандаты Совета Безопасности включают также ряд сквозных тематических задач, которые регулярно поручаются операциям ООН по поддержанию мира на основе следующих важнейших резолюций Совета Безопасности:
Резолюция 1325 (2000) Совета Безопасности о женщинах и мире и безопасности;
Резолюция 1612 (2005) Совета Безопасности о детях и вооруженных конфликтах;
Резолюция 1674 (2006) Совета Безопасности о защите гражданского населения в вооруженных конфликтах.
Более подробная информация о характере задач и особенностях "традиционных" и "комплексных" операций содержится в разделе Операции ООН по поддержанию мира. Принципы и ориентиры: "Общая доктрина", часть I, глава 2 (пункты 2.3 и 2.4).
Информация взята из открытых, общедоступных источников; United Nations Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/ru/mandates-and-legal-basis-peacekeeping

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СОЮЗНОГО ДОГОВОРА СССР

Действие Союзного договора СССР было прекращено 26 декабря 1991 года. 8 декабря 1991 года президенты России, Украины и Белоруссии подписали Беловежские соглашения. Соглашение провозгласило распад СССР и учредило Содружество Независимых Государств (СНГ). 10 декабря соглашение было ратифицировано парламентами Украины и Беларуси. 12 декабря соглашение было ратифицировано Российским парламентом, в связи с чем Российская СФСР отказалась от Договора о создании СССР и де-факто провозгласила независимость России от СССР. 21 декабря в Алма-Ате руководители 11 бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, в которой подтвердили беловежские договорённости и прекращение существования СССР. 26 декабря Совет республик Верховного Совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает своё существование.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ
- способ предотвращения и урегулирования современных вооруженных конфликтов. Действия, предпринимаемые третьей стороной (не вовлечённым в конфликт государством или группой государств) для прекращения боевых действий между государствами или в  ходе внутригосударственного вооруженного конфликта.
Принуждение к миру могут осуществляться как без использования вооружённых сил (экономические, правовые, финансовые санкции и иные), так и с использованием вооружённых сил. Силовой способ предотвращения и урегулирования современных вооруженных конфликтов получил название "миротворчество" (так называемые "операции по принуждению к миру"). В современных политических практиках можно выделить два основных вида миротворческих операций: операции по поддержанию мира (peacekeeping operations); операции по принуждению к миру (peace enforcement operations). Разница между ними заключается в том, что операции по поддержанию мира проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня, а операции по принуждению к миру проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня. Они могут включать операции по восстановлению порядка, насильственное разведение воюющих сторон, установление запретных зон и контроль за их соблюдением. Принуждение к миру не предполагает согласия враждующих сторон на вмешательство. В ходе операций по принуждению к миру вооружение и военная техника могут использоваться не только в целях самообороны, но и для уничтожения военных объектов и вооруженных группировок, участвующих в конфликте.
Международно-правовым основанием проведения операций по принуждению к миру должно быть решение Совета Безопасности ООН, предусматривающей принудительные действия (меры) в случае угрозы миру. Хотя в Уставе ООН и нет термина "миротворчество", ООН разработала определенную систему приемов, методов и средств, направленных на разрешение споров, прекращение войн и урегулирование вооруженных конфликтов. Эта система включает три основных компонента: мирные средства (по гл. VI Устава ООН), куда входят переговоры, посредничество, установление фактов, добрые услуги, арбитраж и т. п.; полувоенные или квазивоенные средства, представленные, главным образом, традиционными операциями по поддержанию мира; принудительно силовые средства (по главе VII Устава ООН) - как невоенные (экономические, политико-дипломатические, юридические и финансовые санкции), так и военные - с использованием вооруженных сил ООН
К настоящему времени сложились две модели международного вмешательства в конфликты: миротворческие операции на основании решений Совета Безопасности ООН; вмешательство в конфликты со стороны региональных организаций (НАТО, Африканский союз), коалиций стран, отдельных государств.
Информация взята из открытых, общедоступных источников; United Nations Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/en

ПРИНЦИП "ТРЕХ КЛЮЧЕЙ" В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Публичная правовая система государственных гарантий и правил, направленных на предотвращение концентрации власти, коррупции и обеспечение подотчётности в современной политической практике получило образное название принципа «трёх ключей» — это концепция, предполагающая разделение ответственности или контроля между несколькими независимыми сторонами для предотвращения злоупотреблений, повышения прозрачности и обеспечения баланса.
Во-первых, это естественно классическое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти действует независимо, но при этом взаимно контролирует другие. Например, законодательная власть принимает законы, но их исполнение контролируется исполнительной властью, а конституционность — судебной. Судебная власть может отменять решения исполнительной власти, если они противоречат закону. Цель -предотвращение узурпации власти одной из ветвей.
Во-вторых, это распределение полномочий между органами государственной власти как система сдержек и противовесов. В рамках разделения властей каждая ветвь имеет механизмы влияния на другие, чтобы предотвратить злоупотребления. Например. президент может наложить вето на закон, принятый парламентом, но парламент может преодолеть вето квалифицированным большинством. Судебная власть может признать действия исполнительной власти незаконными. Цель- обеспечение баланса и предотвращение монополизации власти.
В-третьих, это контроль за государственными финансами. Принцип «трёх ключей» используется для управления бюджетными средствами, чтобы минимизировать риски коррупции и нецелевого использования ресурсов. Например, для доступа к бюджетным средствам требуется согласование нескольких независимых органов (например, министерство финансов, казначейство, счётная палата). В некоторых странах для расходования средств необходимо одобрение нескольких должностных лиц. Цель -обеспечение прозрачности и подотчётности в финансовой сфере.
В-четвертых, это управление государственными активами. Принцип «трёх ключей» применяется для контроля над государственной собственностью, приватизацией или распоряжением ресурсами. Например, решение о продаже государственного имущества требует согласования между министерством экономики, антимонопольным комитетом и правительством. Управление природными ресурсами (например, нефтью, газом) часто требует участия нескольких независимых органов. Цель - предотвращение коррупции и недобросовестного использования активов.
В-пятых, это назначение на ключевые должности. Для назначения на государственные посты (например, судей, глав регуляторных органов) требуется согласование между несколькими независимыми инстанциями. Например, в некоторых странах судей назначают президент, парламент и судебный совет. Назначение глав антикоррупционных органов требует одобрения парламента и правительства. Цель - обеспечение независимости и профессионализма ключевых должностных лиц.
В-шестых, это кибербезопасность и защита данных. В современных условиях принцип «трёх ключей» используется для защиты критически важной информации. Например, доступ к секретным данным или запуск критически важных систем (например, ядерных объектов) требует авторизации нескольких независимых лиц. В криптографии используются системы, где для расшифровки данных нужны несколько ключей. Цель - предотвращение утечек информации и злоупотреблений.
В-седьмых, это международные отношения и санкции. Принцип «трёх ключей» может применяться в международных организациях для принятия решений. Например, в ООН для принятия резолюций Совета Безопасности требуется согласие всех постоянных членов (право вето). В ЕС для введения санкций необходимо согласие нескольких стран-участниц. Цель - обеспечение консенсуса и предотвращение односторонних решений.
Суть локального проявления принципа «трёх ключей» на местном уровне используется для контроля за муниципальными ресурсами и решениями. Например, распределение бюджетных средств на местном уровне требует согласования между мэрией, советом депутатов и контрольно-ревизионными органами. Выдача разрешений на строительство или использование земель требует одобрения нескольких инстанций. Цель - предотвращение коррупции и злоупотреблений на местном уровне.
Принцип «трёх ключей» в современной системе государственного управления проявляется как механизм, обеспечивающий прозрачность, подотчётность и баланс. Он предотвращает концентрацию власти, минимизирует риски коррупции и злоупотреблений, а также способствует устойчивому развитию государства. Этот принцип особенно важен в условиях цифровизации и глобализации, где риски злоупотреблений и утечек информации возрастают.
Информация взята из открытых, общедоступных источников.

ПРОТЕКТОРАТ
(от лат. protector - защитник, покровитель)
- одна из форм государственной зависимости, при которой протежируемое государство сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т. п. осуществляет государство-метрополия;
- форма государственной зависимости слабой, чаще всего полуколониальной, страны от более крупной и сильной державы, при которой в протежируемой стране сохраняется видимость государственности, а держава - протектор осуществляет функции её внешней политики и обороны, а также часто управляет общей финансовой и налоговой системой. В ХVIII, ХIХ и начале ХХ вв. протектораты Англии были в Индии, в Бахрейне, Бечуаналенде (совр. Ботсвана), под протекторатом России в 1786-1801 годах находилась Грузия, в 1914 г. Великобритания установила протекторат над ранее оккупированным ею Египтом. Как исторический пережиток в Европе долго сохранялся протекторат Италии над Сан-Марино (с 1862), Франции над Монако (с 1861), Швейцарии над Лихтенштейном (с 1924). В 1939 гитлеровская Германия установила "протекторат над Чехией и Моравией", ставшими жертвами фашистской агрессии. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН, провозгласившего принцип самоопределения народов, и в особенности, после принятия в ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. протекторат считается противоречащим принципам современных международных отношений. Проблемным в этой связи является законность существования до настоящего времени подобия протекторатов, прикрываемых названием "ассоциированные государства".
Информация взята из открытых, общедоступных источников.
Публичное администрирование, политика и наука: словарь-справочник. 2023-2025.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2008-2025. ©