В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(мультимедийное учебное пособие)
Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

Для справки.

Сегодня из научного обихода практически изжиты термины вроде "татаро-монгольское иго". Историко-культурный стандарт по отечественной истории говорит об "ордынском иге" и том, что "сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом. Западные и южные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV века вошли в состав иноэтничных по происхождению государственных образований – Великого княжества Литовского и Польского королевства".
Современная генетика  констатирует:
"Исторические науки сообщают нам о многих миграциях, предположительно повлиявших на формирование русских популяций. Чаще всего обсуждаются две наиболее крупные и известные миграции: расселение восточных славян в 8–9 вв., направленное с юго-запада на северо-восток, и миграция степных народов с востока в монгольский период (преимущественно в 13 в.). Данные, полученные нашим коллективом по Y-хромосоме (Balanovsky et al., 2008) и по мтДНК (Балановский и др., неопубл. данные), подтверждают огромную роль в формировании русского генофонда первой из этих миграций...  Что же касается второй из крупных миграций, связанных с монгольским завоеванием средневековых русских княжеств, то ее генетические следы обнаружить не удается. И вновь этот вывод взаимно подтверждается  анализом и мтДНК, и Y-хромосомы, и данными антропологии." [Балановская Е.В., Балановский О.П.  Генетические следы исторических и доисторических миграций: континенты, регионы, народы // Вестник ВОГиС (Вавиловское общество генетиков и селекционеров), 2009, Том 13, № 2. С. 406. URL: http://www.bionet.nsc.ru/vogis/pict_pdf/2009/2009_2/20.pdf (дата обращения 16.03.2019).
 
В «Задонщине» (Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая) говориться: «Словно бурей занесло соколов из земли Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона великого на берегу. Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде, собрались мужи новгородские у храма святой Софии и говорят так: «Неужто нам, братья, не поспеть на подмогу к великому князю Дмитрию Ивановичу?» И как только слова эти промолвили, уже как орлы слетелись. Нет, то не орлы слетелись - выехали посадники из Великого Новгорода и с ними семь тысяч войска к великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру Андреевичу, на помощь. К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые, Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу» … И далее: «И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу. И молвили ему фряги: «Что же это ты, поганый Мамай, заришься на Русскую землю? Ведь побила теперь тебя орда Залесская. Далеко тебе до Батыя-царя: у Батыя-царя было четыреста тысяч латников, и полонил он всю Русскую землю от востока и до запада. Наказал тогда бог Русскую землю за ее согрешения. И ты пришел на Русскую землю, царь Мамай, с большими силами, с девятью ордами и семьюдесятью князьями. А ныне ты, поганый, бежишь сам-девят в лукоморье, не с кем тебе зиму зимовать в поле. Видно, тебя князья русские крепко попотчевали: нет с тобой ни князей, ни воевод! Видно, сильно упились у быстрого Дона на поле Куликовом, на траве-ковыле! Беги-ка ты, поганый Мамай, от нас за темные леса!»

См.: "Задонщина" (оригинал), (перевод)
 
 
ТАЙНЫ НАШЕЙ СТАРИНЫ
Доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Владимирович Пыжиков (1965-2019) рассуждает, какие источники формируют концепцию монголо-татарского ига? В чём искать истоки авторства этого события? Почему о приходе Батыя на Рязань стало известно только в XVI столетии? Можно ли сказание о Мамаевом побоище считать историчным? Кто изобрёл термин «монголо-татарское иго»? Из каких фрагментов складывается эта концепция? Как идея монголо-татарского ига использовалась для усиления польско-литовского клана в Москве? Как Романовы укрепляли свою власть с помощью этого идейного оружия? Какая историческая роль была уготовлена Ивану IV?  Оправдал ли он надежды западного клана? Почему XVI век –
самый монголо-татарский в истории России? Как он предопределил события XVII века и грядущую историю  Московии?

Пыжиков А.В. Основные работы.
 
 
Важную лепту в этот политико-исторический процесс внес Президент Владимир Путин. "Надо внимательно посмотреть на реалии, которые происходили тогда таким образом, чтобы это помогало нам сегодня и завтра. Очень интересное наблюдение есть по поводу того, кто с какой стороны воевал на Куликовом поле. Да-да, там любопытно, там и с одной, и с другой стороны были русские полки, и с одной, и с другой стороны была татарская конница, которая русскими использовалась как главная ударная сила. Это любопытные страницы нашей истории, на которые сегодня мы можем посмотреть без всяких идеологических предрассудков", - сказал глава Российского государства во время общения с прессой в 2004 году. Замечание Путина прозвучало в ответ серпуховской журналистке, которая приглашала Президента на 625-летие битвы на Куликовом поле. Многие историки вслед за великим Львом Гумилевым и другими евразийцами убедительно показывают, что события того времени нельзя рассматривать как войну русских с татарами, Руси и Орды и, уж тем более, как столкновение Ислама и Православия. Лев Николаевич положил десятки лет на алтарь исторической евразийской правды. "Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы", - говорил он.
 

Житийная икона "Сергий Радонежский". Внизу иконы изображено "Мамаево побоище".
  • Житийная икона "Икону Преподобного Сергия Радонежского принято считать одной из основных святынь в Православии.
  • Back
    Next
Издание 4-е, испр. и доп. Тамбов. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. 2014-2024.© 

«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)