Основные смысловые значения термина «стратегия» в истории и теории государственного управления. Стратегия как искусство сочетания ценностей и целей с выбором способов и методов их достижения. Стратегическое искусство как система целеполагания. Тактика – как искусство администрирования, определения (формулирования) задач и их постановки, как система способов решения задач по достижению целей. Промежуточное положение между тактикой и стратегией - оперативное искусство. Оперативное искусство как систематизация объединения тактических действий и результатов (в пространстве и времени) в единую систему по достижению целей. Оперативно-стратегическое искусство как систематизация порядка и очередности достижения целей. Оперативно-тактическое искусство как система способов достижения целей, как систематизация порядка и очередности решения задач. Планирование как основа стратегии и тактики. Оперативное искусство как деятельность органов государственного управления по достижению стратегических целей и решению тактических задач, а также по их корректировке.
Политика как система целеполагания в государственном управлении. Договорная теория государства: между монархией и республикой, выбор ценностей и целей стратегии государственного управления. Народ как ценность. Демократия как цель стратегического управления. Права человека как ценность демократического режима государственного правления. Конституция как основополагающий документ стратегического планирования. Конституция и национальные ценности. Ценности и идеологии. Охлократия и местное самоуправление.
Демократия как цель стратегического управления. Разделение властей в системе государственного управления: история и теория вопроса. Конституционная исключительность и независимость как основание стратегического ресурса ветви власти и стратегического планирования: судебная власть – как конституционная исключительность (монополизм) на институциональное разрешение конфликтов; законодательная власть как конституционная исключительность (монополизм) на институциональное (законодательное) нормирование отношений; исполнительная власть как конституционная исключительность (монополизм) на регулирование и администрирование, применение насилия; эмиссионно-кредитная исключительность (монополия) и конституционные признаки ветви власти.
Степень концентрации власти в той или иной из ветвей как пропорциональность (диспропорциональность), отражающая специфику национально-государственного и культурно-исторического состояния нации. Республиканский опыт современной Российской Федерации как конституционное сочетание демократии с авторитарным характером президентской власти.