В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
или
политика как система целеполагания в государственном управлении
(мультимедийное учебное пособие)

ТЕМА 2. Участники стратегического государственного управления и регулирования общественных отношений
Мейханиджиди И.И., Санжаревский И.И.Участники стратегического государственного управления и регулирования общественных отношений: тест (мультимедийное учебное пособие).  // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект). Авт. и сост. Санжаревский И.И. 2014-2023. Тамбов, 2022. URL: http://umk.virmk.ru/TESTS/STRATEGY/02_MEMBERS_SP/. 0,2 п.л. (7 мб.).

Политика как система целеполагания и участники стратегического государственного управления. Стратегическое планирование в органах государственной власти следует рассматривать в трех аспектах: стратегическое планирование внутренней деятельности (внутренний аспект); определение стратегии развития соответствующей сферы деятельности (например, Федеральное собрание Российской Федерации – законодательный аспект государственного управления, Центральный Банк России – финансовый эмиссионно-кредитный аспект, Правительство Российской Федерации – административно-отраслевой аспект государственного управления и т.д.); участие органа государственной власти в стратегическом планировании на соответствующем уровне (внутрений аспект - федеральный, субъектный и муниципальный уровни).

Климкина Т.Ю., Санжаревский И.И. Национальная безопасность и документы стратегического планирования: тест (мультимедийное учебное пособие).  // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект). Авт. и сост. Санжаревский И.И. 2014-2023. Тамбов, 2022. URL: http://umk.virmk.ru/TESTS/STRATEGY/02_NATION_SECURITY/. 0,2 п.л. (7 мб.).

Сайкина Е.С., Санжаревский И.И. Стратегическое планирование: государственная и общественная безопасность: тест (мультимедийное учебное пособие).  // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект). Авт. и сост. Санжаревский И.И. 2014-2023. Тамбов, 2022. URL: http://umk.virmk.ru/TESTS/STRATEGY/02_STATE_SECURITY/. 0,2 п.л. (7 мб.).

Селезнев Д.Д., Санжаревский И.И. Стратегическое планирование и экономическая безопасность: тест (мультимедийное учебное пособие).  // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект). Авт. и сост. Санжаревский И.И. 2014-2023. Тамбов, 2022. URL: http://umk.virmk.ru/TESTS/STRATEGY/02_ECONOM_SECURITY/. 0,2 п.л. (7 мб.).

Совет Безопасности
Российской Федерации
Участники стратегического планирования на федеральном уровне: Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Государственный Совет Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти; иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Участники стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации; иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Участники стратегического планирования на уровне муниципального образования: органы местного самоуправления,  муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.

Президент Российской Федерации: осуществляет руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования; определяет и уточняет направления, цели и приоритеты социально-экономической политики, цели социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; определяет направления достижения стратегических целей и важнейшие задачи, подлежащие решению; определяет цели и задачи стратегического управления в Российской Федерации; утверждает (одобряет) документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и по другим вопросам, находящимся в ведении Президента Российской Федерации, определяет порядок их разработки и корректировки; определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Президента Российской Федерации.

Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (19 июля 2021 года):  разработано и утверждено 11 отраслевых стратегий цифровой трансформации, определены 97 показателей уровня использования цифровых технологий и сервисов, новые инициативы в рамках стратегии учитывают все вопросы, включая искусственный интеллект, переход на российские решения, электронный документооборот. Все инициативы условно распределены по шести направлениям: это социальная сфера, стройка, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и сервисное государство. Общая стоимость этих инициатив на три года составит 4 триллиона 600 миллиардов рублей – бюджетные ресурсы, средства частных инвесторов, государственных компаний, институтов развития.
 

Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (22 августа 2023 года)

Глобализация и современный миропорядок. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // Резолюция A/RES/70/1, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года (https://undocs.org/ru/A/RES/70/1). ООН о целях развития тысячелетия (ЦРТ) и целях (17 целей) в области устойчивого развития (ЦУР). Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Национальные проекты и программы. Национальные проекты как инструмент социально-экономического развития.
Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов и Совет Безопасности Российской Федерации. Основополагающие документы и стратегическое значение ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию. Федеральный закон "О безопасности"  и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Доктрины, концепции  как документы стратегического целеполагания в обеспечении международной, экономической, военной, оборонно-промышленной, информационной, государственной и общественной безопасности. Антитеррористическая деятельность.
Государственный Совет Российской Федерации и обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Послание Президента
Федеральному Собранию

Федеральное Собрание Российской Федерации: Совет Федерации и Государственная Дума. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование в сфере стратегического планирования, полномочия в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ "О парламентском контроле" и проводят обсуждение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.  Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
Постоянно действующие консультативные органы при Совете Федерации: Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации; Совет по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации; Совет по региональному здравоохранению при Совете Федерации; Совет по вопросам газификации субъектов Российской Федерации при Совете Федерации; Совет по местному самоуправлению при Совете Федерации; Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации; Совет по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации; Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации; Совет по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей при Совете Федерации; Совет по развитию финансового рынка; Совет по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации; Совет по делам инвалидов при Совете Федерации; Совет по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации; Совет по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона при Совете Федерации; Совет Евразийского женского форума при Совете Федерации; Палата молодых законодателей.
Органы при Председателе Совета Федерации: Cовет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества; Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации; Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации.
Постоянно действующие консультативные органы при Совете Федерации: Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации; Совет по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации; Совет по региональному здравоохранению при Совете Федерации; Совет по вопросам газификации субъектов Российской Федерации при Совете Федерации; Совет по местному самоуправлению при Совете Федерации; Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации; Совет по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации;

«Парламентский час» — еженедельная информационно-просветительская программа парламентского телевидения Государственной Думы Российской Федерации. Программа выходит в прямом эфире по воскресеньям
Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации; Совет по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей при Совете Федерации; Совет по развитию финансового рынка; Совет по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации; Совет по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации; Совет по делам инвалидов при Совете Федерации; Совет по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона при Совете Федерации; Совет Евразийского женского форума при Совете Федерации; Палата молодых законодателей.
Органы при Председателе Совета Федерации: Cовет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества; Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации; Интеграционный клуб при Председателе Совета Федерации.

Счетная палата Российской Федерациикак орган парламентского контроля в целях осуществления внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами.
Задачи Счетной палаты: организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации; определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации; анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты; определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;  обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.
Членство в Международной организации высших органов аудита (INTOSAI) и соответствие требованиям Лимской декларации (1977) о функциональной и организационной независимости от проверяемых Счетной палатой Российской Федерации органов власти.
Прозрачность государственных финансов и портал-агрегатор «Госрасходы» как инструмент для изучения госфинансов: от выделения бюджетных средств до результатов контрактов и конечных получателей (проект Счетной Палаты РФ).
Открытость государственных информационных систем – функциональная открытость государства. Аналитический доклад «Оценка открытости государственных информационных систем в России», осуществленный Счетной Палаты РФ  совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центра перспективных управленческих решений. Эксперты детально проанализировали 50 федеральных государственных информсистем и составили их рейтинг по уровню доступности информации и качеству данных в них. Полные оценки экспертов. Аналитический доклад «Открытость государства в России»: 2019, 2021.
Для справки: на 2020 год в России функционирует 876 информационных систем федерального уровня. По оценкам экспертов, суммарные расходы на них за 2017–2019 годы составляют 60-75 млрд рублей, включая затраты на центры обработки данных и инфраструктуру электронного правительства. Это около 50–60% от всех IT-бюджетов госорганов.

Центральный Банк Российской Федерации(банк России): конституционная исключительность полномочий и независимость от других органов власти. Центробанк как регулятор финансовой эмиссионно-кредитной сферы государственного управления.  Цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Российская империя Банк России. Смотреть фильм 2

Коллегиальный орган Банка России - Национальный финансовый совет. Численность Национального финансового совета 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов сенаторов Российской Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального финансового совета входит также Председатель Банка России.
Стратегия Банка России по повышению финансовой доступности в России на период 2018-2020 гг. (СФД)
Санжаревский И.И. Тамбов. 2023.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И., Тамбов, 2014-2023.© 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)