В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
или
политика как система целеполагания в государственном управлении
(мультимедийное учебное пособие)

ТЕМА 3. Правительство Российской Федерации и административные механизмы государственного управления
Сергеев Р.С., Санжаревский И.И. Система стратегических инициатив и достижения национальных целей: тест (мультимедийное учебное пособие).  // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект). Авт. и сост. Санжаревский И.И. 2014-2023. Тамбов, 2022. URL: http://umk.virmk.ru/TESTS/STRATEGY/03_STRATEGIC_INITIATIVES/. 0,2 п.л. (7 мб.).

Тимошенкова К.А., Санжаревский И.И. Институты развития (общие вопросы): тест (мультимедийное учебное пособие).  // Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703. (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект). Авт. и сост. Санжаревский И.И. 2014-2023. Тамбов, 2022. URL: http://umk.virmk.ru/TESTS/STRATEGY/01_BASE-STATE-POLICY/. 0,2 п.л. (7 мб.).


Президент России и общее руководство правительством Российской Федерации. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Контроль и надзор – одна из важнейших функций государства, призванная обеспечить безопасность жизни и здоровья людей. Нынешняя система госконтроля в России неэффективна. Ее реформирование стало одним из ключевых направлений работы Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Под эгидой Открытого правительства разработаны конкретные предложения по перестройке системы госконтроля, сформулированы задачи и целевые показатели реформы


Федеральная государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»

Правительство Российской Федерации: определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, и утверждает (одобряет) такие документы; обеспечивает взаимодействие и согласование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по разработке и корректировке документов стратегического планирования, в частности стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; определяет цели, задачи и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти;  определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;  обеспечивает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования; обеспечивает методическое обеспечение стратегического планирования; определяет порядок ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования; осуществляет контроль за соблюдением нормативных и методических требований к документам стратегического планирования Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают документы, планы стратегического планирования на федеральном уровне, осуществляют координацию и методическое обеспечение стратегического планирования в отдельных сферах государственного управления, осуществляют мониторинг и контроль, утверждают отчеты об их реализации.

Основные задачи, решаемые
Минэкономразвития России при осуществлении стратегического планирования.

Нормативное обеспечение стратегического планирования - совершенствование проектной деятельности, цифровизации процессов, оценки сбалансированности системы стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Документы стратегического планирования - Минэкономразвития России осуществляет разработку ряда системообразующих документов стратегического планирования, такие как стратегия социально-экономического развития, стратегический прогноз Российской Федерации, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и другие.

Цифровое стратегическое планирование: с 2019 года мероприятия по информационному обеспечению стратпланирования объединены в проект «Цифровое стратпланирование», который является частью федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации. Презентация "Цифровое стратегическое планирование".


Стратегическое планирование – механизм управления, направленный на достижение приоритетных целей государства, включающий процессы целеполагания, прогнозирования и планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Функции Минэкономразвития России:

  • Мониторинг достижения национальных целей.
  • Стратегическая экспертиза значимых инициатив в рамках национальных и федеральных проектов, а также новых мер государственной политики.
  • Повышение взаимоувязанности механизмов реализации мер экономической политики.
  • Выстраивание разноуровневой системы государственного стратегического планирования ее нормативное обеспечение.
  • Управление вопросами информатизации (цифровизации) системы стратегического управления.
  • Разработка и корректировка документов стратегического планирования на федеральном уровне.
Система стратегических инициатив как расширение среднесрочных перспектив развития до 2030 года и повышение надежности достижения национальных целей. Перечень инициатив социально-экономического развития (I.Социальная сфера. II.Строительство. III.Экология. IV.Цифровая трансформация. V.Технологический рывок. VI.Государство для граждан.) Российской Федерации до 2030 года и комментарии специалистов. Правила предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (Федеральные средства представляются на возвратной основе по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снизит нагрузку на региональные бюджеты.)

Государственная автоматизированная информационная система «Управление»
(ГАС «Управление») представляет собой единую государственную информационную систему, обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, аналитических данных, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления. ГАС «Управление» предназначена для устранения дублирующих потоков и запросов аналитической информации между органами государственной власти.
Формирование информационного наполнения ГАС «Управление» основано на процессе сбора потребностей и предложений по составу необходимой информации потребителям, путем формирования технологических карт межведомственного взаимодействия при обмене информации через ГАС «Управление» (ТКМВ).

Координационный центр Правительства Российской Федерации 
является постоянно действующим органом при Правительстве Российской Федерации, образованным в целях обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при разрешении инцидентов (штатных и нештатных ситуаций), проработки приоритетных задач Правительства Российской Федерации и выполнения выделенных проектов.
Основными задачами Координационного центра являются:
а) обеспечение немедленного реагирования и оперативного разрешения инцидентов (штатных и нештатных ситуаций) в Российской Федерации, требующих координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;


Презентация Координационного центра Правительства Российской Федерации

б) выработка предложений по стратегическим целям и механизмам реализации приоритетных задач Правительства Российской Федерации в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации;
в) управление реализацией приоритетных задач Правительства Российской Федерации в форме выделенных проектов в рамках необходимого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
г) обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации оперативного доступа к необходимым данным информационных ресурсов, включая существующие государственные информационные системы, в целях использования достоверной информации при принятии решений Правительством Российской Федерации и в рамках исполнения задач, координируемых Координационным центром
(Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2021 г. N 171 "О Координационном центре Правительства Российской Федерации")
 
«Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 № 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации..."
Согласно методике правительства, источниками информации для расчета показателя являются:
 административные данные заинтересованных региональных органов исполнительной власти, формируемые в рамках автоматизированных информационных систем, аккумулируемые в федеральную государственную информационную систему координации информатизации;
административные данные заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов РФ, формируемые в рамках автоматизированных информационных систем, аккумулируемые в федеральную государственную информационную систему координации информатизации;
иные федеральные и региональные информационные системы с юридически значимыми сведениями, соответствующими требованиям по интеграции, установленным ответственным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Индикаторы для расчёта показателей.

Достижение на 100% целевых значений всех индикаторов, входящих в оценку “цифровой зрелости” каждой из отраслей (здравоохранение, образование, городское хозяйство и строительство, общественный транспорт), а также государственного управления, является целью к 2030 году.
Базовое значение показателя за 2020 год определено на уровне 4% экспертным путем. Динамика дальнейшего изменения целевых значений по годам сформирована путем экстраполяции базового значения. Целевые значения показателя по субъектам Российской Федерации (процентов): 2020 год – 4, 2021 год – 11, 2022 год – 18, 2023 год – 25, 2024 год – 32, 2025 год – 39, 2026 год – 46, 2027 год – 53, 2028 год – 68, 2029 год – 84, 2030 год – 100. По итогам оценки достижения целевых значений показателя в 2020 и 2021 годах целевые значения показателя на последующие годы могут быть скорректированы.
Всего документ включает 38 методик: 19 – для расчёта показателей за предыдущий год, ещё 19 – для установления целевых значений на будущее. Индикаторы покрывают важнейшие вопросы социально-экономического развития, в их числе – ожидаемая продолжительность жизни, темпы роста реальных зарплат, качество образования, объёмы жилищного строительства, экологическое благополучие региона.

Санжаревский И.И. Тамбов. 2023.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И., Тамбов, 2014-2023.© 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)