4. Называя всё это множество государственных процессов и их вмешательства в жизнь граждан и бизнеса государственными и муниципальными услугами, мы неосознанно начинаем соглашаться с тем, что они и есть то благо, которое нам нужно, например, хочешь реализовать свои права на работу или ведение бизнеса - получи ИНН, хочешь работать на земле – оформи собственность или заключи договор аренды. Однако, паспорт, права, разрешения и различного рода лицензии на осуществление специфической деятельности - это всего лишь навязанные нам государственной учётной системой вещественные отметки о том, что где-то в ней учтены наши права и обязанности. Главное в цифровой трансформации осознать, что цель учёта — не в нём самом, а в предоставлении гражданину блага на основе логического вывода из имеющихся учётов и дополнительной информации. При этом, эта дополнительная информация уже в каком-то учёте есть, но государственному чиновнику проще спросить её у того, кто пришёл за благом.
5. В этих условиях для экономики и людей самым ценным ресурсом в силу своей невосполнимости является время. Многие скажут про ценность человеческого капитала, да, это ресурс дорогой и долго нарабатываемый, но все-таки восполняемый. Чем больше в экономике, да и в нашей с вами личной жизни времени тратится на создание и обмен ценностями и чем меньше - на сопутствующие транзакционные издержки, тем экономика и наша жизнь эффективнее. Именно временные издержки - самые обидные. Нагнать упущенное сложнее всего, а в конкурентной среде возможно только благодаря ошибкам соперников. Эффективные решения этой задачи могут лежать в тех областях, где взаимодействие с органами власти и муниципального управления отнимает у граждан и организаций либо очень много времени, но редко, либо немного времени, но очень часто. Открывая на Гайдаровском форуме 2021 дискуссию «Современные вызовы государственного управления», ректор РАНХиГС В.А.Мау отметил, что «современные технологии приводят к тому, что страны начинают конкурировать не природными ресурсами и не ценой труда, а качеством государственного управления».
Таким образом, скоррелированной сутью организации оказания государственных и муниципальных услуг с главной целью цифровизации государственного и муниципального управления является минимизация временных издержек при взаимодействии населения и бизнеса с органами государственного и муниципального управления, не увеличив при этом все другие виды издержек. И поскольку государство образно представляет собой опутавшую социально-экономические процессы граждан и организаций огромную учётную систему, то с помощью использования цифровых технологий первоочередной организационно-технической задачей современной системы оказания государственных и муниципальных услуг выступает оптимизация государственных и муниципальных учётных процессов по параметру времени, которое граждане и организации тратят на обслуживание этих самых процессов. Оптимизация учетных процессов обеспечивает необходимую комфортную среду взаимодействия граждан, бизнеса и государства, позволяющую эффективно пользоваться благами современной цивилизации для удовлетворения как индивидуальных потребностей, так и коллективных ожиданий. Для достижения этой цели представляется необходимым.
Для системы государственного и муниципального управления необходимо осуществление постоянного мониторинга, какие именно государственные услуги/функции приводят к наибольшим временным издержкам. При этом мониторинг должен распространяться на всю совокупность ветвей государственной власти (исполнительная, законодательная, судебная) и все её уровни (федеральный, региональный, муниципальный);
Необходим внутрисистемный аудит, анализирующий нужны ли эти услуги/функции вообще. Если нет — отменять их, если да — модернизировать так, чтобы их можно было реализовать, вообще не отвлекая время граждан, организаций и бизнеса;
Необходимо создание такой государственной сервисной среды, которая органично интегрируется с сервисными процессами современного бизнеса. Как вариант, возможна модель аутсорсинга предоставления «услуги» с вовлечением в этот процесс бизнеса с сохранением за государством функций ведения учётных систем и управления ресурсами. Например, реализация федеральной программы «Умный город» и особенности ее внедрения в регионах уже дали солидную практику для анализа успехов и ошибок в целях развития современной сервисной российской государственности, укрепления единой системы публичной власти, осуществления наиболее эффективного взаимодействия для решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующих территориях.