Тема 4. Приоритет экономических механизмов в политическом управлении и политика освоения ресурсов
Представления о видах ресурсов. Природные ресурсы. Модель пяти сил Портера: люди (manpower); деньги (money); методы (methods); материалы (materials); машины (machines). Экономика и ресурсные теории развития (RBV - resource-based view). Конкурентное преимущество ключевых ресурсов (Барни Джей): ценность (valuable); редкость (rare); неидеальная воспроизводимость (imperfectly imitable); незаменимость (non-substitutable). Постулаты (Барни Джей, Пфеффер Дж.) теория ресурсной зависимости (RDT) любой организации: постоянная тенденция к внутренним и внешним коалициям, возникающим из социальных обменов, в целях влияния и контроля; содержание в окружающей среде дефицитных и ценных ресурсов, необходимых для выживания; власть как постоянная необходимость приобретения контроля над ресурсами, которые минимизируют зависимость от других организаций и контроль над ресурсами, которые максимизируют зависимость других организаций на себя. Экономика как удовлетворение возрастающих потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Роль государства в обеспечении ресурсами.
Зарождение ненасильственных тенденций в государственном управлении. Экономическая самоорганизация как доступ к ресурсам без насилия. Влияние степени экономической самоорганизации на политические режимы. Развитие науки и возрастание роли экономических механизмов политического управления. Теория волн (Н.Д. Кондратьев, Э. Тоффлер) и эпохальные смена аграрных ресурсов на индустриальные, информационные. Прогноз смены информационных ресурсов в XXI веке более активными ресурсами – знаниями (ноосферой). Время как интегральный ресурс других видов ресурсов: человеческих, материальных, финансовых, технических, технологических.
Приоритет финансовых механизмов в политическом управлении и политическая роль банковской системы. Рынок товаров, услуг и рынок ценных бумаг. Финансы как самоорганизация и государственный институт. История становления банковской системы в России. Образование в 1727 году Монетной конторы при Монетном и Денежном дворах Санкт-Петербурга для осуществления ломбардных операции под 8% годовых с залогом разного рода золотых и серебряных вещей, для «чужестранных и прочих» под 12-20%. Господство ростовщичества на русском кредитном рынке (10-20%) В первой половине XVIII в. Учреждение в 1754 году первых заемных банков («Дворянский заемный банк» и «Купеческий банк») в Москве и Санкт-Петербурге для проведения финансовой политики и предоставления ссуд под 6% годовых дворянам под залог их родовых имений и земель, купцам под залог товаров. Централизация банковской сферы: создание в 1817 году Государственного коммерческого банка и его реорганизация в 1860 году в Государственный банк Российской империи. История становления банковской системы за рубежом. Основание Банка Англии в 1694 г. по Акту Парламента в качестве банка Правительства Англии и его национализация в 1946 году. (Первый и второй банки Соединённых Штатов (1791, 1816) и «эра свободных банков» в США (1837-1862). Учреждение в 1913 году Федеральной резервной системы США (ФРС) - объединение 12 федеральных резервных банков, выполняющих в совокупности функции Центрального банка США, а также коммерческих банков, являющиеся членами ФРС.
Финансы как государственный денежно-кредитный институт. Государственная финансово-кредитная система как власть. Институциональная независимость центрального банка (Россия), федеральной системы (США) от традиционных государственных ветвей власти: исключительность права денежной эмиссии и организации денежного обращения; независимость в принятии решений о кредитно-денежной политике (не должны быть одобрены ни президентом ни какой-либо из ветвей власти, самостоятельное финансирование всей деятельности, срок полномочий членов совета управляющих охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов парламента); осуществление централизованного контроля над коммерческой банковской системой.
Тема 5. Массовые коммуникации как подсистемы политического управления
Массовые коммуникации и информационные революции: связанные с изобретением письменности, вызванные изобретением книгопечатания (XVI в.), обусловленные изобретением электричества (конец XIX века), связанные с изобретением персонального компьютера и созданием распределенной системы «всемирной паутины» (англ. W.W.W. - World Wide Web), предоставляющей доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, и всемирная системы объединённых компьютерных сетей Интернет (англ. Interne). Бурный рост потоков и объемов информации, "информационный взрыв". Преодоление противоречий между традиционными информационными технологиями и нараставшими объемами информации.
Массовые коммуникации и возрастание динамики социокультурных, экономических и политических отношений. Волновая теория (Н.Д. Кондратьев, Э. Тоффлер) и временные характеристики смены приоритета ресурсов: аграрных на индустриальные, индустриальных на технологические, информационных на знания (ноосфера). Соотношение частот биологического и социального времени и их взаимосвязь как «закон времени». Закон времени и изменение логики социального, экономического и политического поведения.
Мировоззрение как информационный механизм политического управления. Причины и последствия информационных революций. Влияние информационных революций на политическую сферу, культуру, мировоззрение и образование. Мировоззрение как приоритетный механизм политического управления. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема открытости и закрытости общественно-политических систем. Открытое общество - проблемы транспарентности власти и открытости социально-экономических систем.
Изменение логики социального, экономического и политического поведения и первые политические доклады об информационном обществе: отчёты японскому правительству «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши 1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.). Научно-практическое обоснование теории информационного общества в 80-90-е годы: Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт. Теория Олвина Тоффлера как классическая теория информационного общества.
Мировоззрение как интегративные процессы и тенденции гуманитарного знания и естественных наук. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Индоктринация как внедрение и распространение какой-либо доктрины, как одно из следствий коммуникативности науки.
Тема 6. Информационные приоритеты политического управления и хронология
Идеологические приоритеты политического управления. Идеологические проблемы в истории древнего мира: проблема наследственной и избираемой монархии, проблемы мифологии и монотеизма. Идеология «святой инквизиции» как средневековый приоритет политического управления. Процесс секуляризации и научные идеологии. Проблема государственности: теология или идеология?
Возрастание роли науки в государственном управлении и частоты смены технологий в общественном развитии. Изменения логики человеческого поведения и роли государства в общественном развитии. Средства массовой информации и традиционное понимание информационных приоритетов политического управления. Культура, образование как информационный механизм индокринации в политическом управлении и содержательная институализация информации.
Тема 7. Самоорганизация общества и государственное управление. Договорная и коммунитарная теория политического управления.
Проблема выборности-наследственности в политике и проблема сословности-профессионализма. История институализации прав человека, собственность как основа самоорганизации. Права человека и рыночная и финансовая самоорганизация. Возрастание роли процессов самоорганизации в политическом управлении и изменение приоритетов государственного управления.
Демократия и самоорганизация. Коммунитаризм и трехсекторная модель общества (А.Этциони). Коммерческая и некоммерческая самоорганизация. Влияние самоорганизации на политические режимы и достижение партнерского баланса между государством, рынком и сообществами. Коммунитарная система власти ("communitarian power relations") как обеспечение универсального равного участия всех граждан в определении полномочий власти. Социальное распределение полномочий (местные власти не должны решать задачи семьи, национальное правительство не имеет право вмешиваться в дела местных властей, рынок не должен решать задачи образования и т.д.) как реальная альтернатива ограничениям политического участия, (коррупция, доминирующее влияние капитала групп интересов, формальное участие и т.д.).
Роль общественного и местного самоуправления в политическом управлении. Проблема возможности самоуправления и «самоуправство» в государственном управлении: от охлократии к анархизму и местному самоуправлению. Возрастание процессов самоуправления в политическом управлении и изменение приоритетов в государственном управлении. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, о праве и действительной способности местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения. Существенные признаки системы местного самоуправления: универсальная выборность органов самоуправления и их значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Основы обеспечения самостоятельности, опора на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т. д. Общие принципы организации местного самоуправления в России и современные практики муниципального управления.