В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

ПОЛИТОЛОГИЯ
(интерактивное мультимедийное учебное пособие)

5. Государственное управление и отраслевые политики
Разделение властей в системе государственного управления: история и теория вопроса. Конституционная исключительность и независимость как основание стратегического ресурса ветви власти и стратегического планирования: судебная власть – как конституционная исключительность (монополизм) на институциональное разрешение конфликтов; законодательная власть как конституционная исключительность (монополизм) на институциональное (законодательное) нормирование отношений; исполнительная власть как конституционная исключительность (монополизм) на регулирование и администрирование, применение насилия; эмиссионно-кредитная исключительность (монополия) и конституционные признаки ветви власти. Степень концентрации власти в той или иной из ветвей как пропорциональность (диспропорциональность), отражающая специфику национально-государственного и культурно-исторического состояния нации. Республиканский опыт современной Российской Федерации как конституционное сочетание демократии с авторитарным характером президентской власти.  Эволюция политической системы в современной России: направления и механизмы институционального процесса.
5.1. Российская политико-правовая практика государственного стратегического управления или политика как система институциональных инструментов и механизмов целеполагания. Стратегическое планирование в органах государственной власти следует рассматривать в трех аспектах: стратегическое планирование внутренней деятельности (внутренний аспект); определение стратегии развития соответствующей сферы политической деятельности (например, Федеральное собрание Российской Федерации – законодательный аспект государственного управления, Центральный Банк России – финансовый эмиссионно-кредитный аспект государственого регулирования, Правительство Российской Федерации – административно-отраслевой аспект государственного управления и т.д.); участие органа государственной власти в стратегическом планировании на соответствующем уровне (внутрений аспект - федеральный, субъектный и муниципальный уровни).
Cм. подробнее: Санжаревский И.И. Стратегическое государственное управление или политика как система целеполагания в государственном управлении (мультимедийное учебное пособие). Изд. 3-е, испр. и доп. // Политическое управление: сетевое периодическое издание (сетевой научно-образовательный проект, 2014-2023). Авт. и сост. Санжаревский И.И., Тамбов.  2023. URL: https://virmk.ru/umk/TRAINING_COURSES/STRATEGY/ 1 п.л. (7 мб.).
Совет Безопасности
Российской Федерации
Участники стратегического планирования на федеральном уровне: Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Государственный Совет Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти; иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Участники стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации; иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Участники стратегического планирования на уровне муниципального образования: органы местного самоуправления,  муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.
Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов и Совет Безопасности Российской Федерации. Основополагающие документы и стратегическое значение ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию. Федеральный закон "О безопасности"  и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Доктрины, концепции  как документы стратегического целеполагания в обеспечении международной, экономической, военной, оборонно-промышленной, информационной, государственной и общественной безопасности. Антитеррористическая деятельность.
Президент России и общее руководство правительством Российской Федерации. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Государственный Совет Российской Федерации и обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации. Цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере стратегического планирования. Механизмы реализации государственной политики в сфере стратегического планирования. Обеспечение последовательности разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой. Обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам. Обеспечение координации стратегического управления и мер бюджетной политики. Установление циклов стратегического планирования. Организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, их корректировки. Научно-методологическое, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение стратегического планирования. Научно-методологическое обеспечение стратегического планирования. Информационно-аналитическое обеспечение стратегического планирования. Кадровое обеспечение стратегического планирования.

Стратегическое планирование – механизм управления, направленный на достижение приоритетных целей государства, включающий процессы целеполагания, прогнозирования и планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Функции Минэкономразвития России:

  • Мониторинг достижения национальных целей.
  • Стратегическая экспертиза значимых инициатив в рамках национальных и федеральных проектов, а также новых мер государственной политики.
  • Повышение взаимоувязанности механизмов реализации мер экономической политики.
  • Выстраивание разноуровневой системы государственного стратегического планирования ее нормативное обеспечение.
  • Управление вопросами информатизации (цифровизации) системы стратегического управления.
  • Разработка и корректировка документов стратегического планирования на федеральном уровне.

Нормативное обеспечение стратегического планирования - совершенствование проектной деятельности, цифровизации процессов, оценки сбалансированности системы стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Документы стратегического планирования - Минэкономразвития России осуществляет разработку ряда системообразующих документов стратегического планирования, такие как стратегия социально-экономического развития, стратегический прогноз Российской Федерации, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и другие.

Цифровое стратегическое планирование: с 2019 года мероприятия по информационному обеспечению стратпланирования объединены в проект «Цифровое стратпланирование», который является частью федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации. Презентация "Цифровое стратегическое планирование".

Система стратегических инициатив как расширение среднесрочных перспектив развития до 2030 года и повышение надежности достижения национальных целей. Перечень инициатив социально-экономического развития (I.Социальная сфера. II.Строительство. III.Экология. IV.Цифровая трансформация. V.Технологический рывок. VI.Государство для граждан.) Российской Федерации до 2030 года и комментарии специалистов. Правила предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (Федеральные средства представляются на возвратной основе по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снизит нагрузку на региональные бюджеты.)
Институты развития как инструмент государственной политики, стимулирующей инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Основная цель институтов развития - преодоление так называемых «провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики.
Институты развития как катализатор частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.

Политика как система целеполагания в государственном управлении: Правительство Российской Федерации и задача повышения эффективности деятельности институтов развития и госкорпораций как функция Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).
Госкорпорация как фонд и некоммерческая организация, не отвечающая по обязательствам Российской Федерации. С 2007 года Россия пошла по пути создания крупных госкорпораций, отвечающих за развитие основных секторов экономики - IT, космического направления, машиностроения, оборонной промышленности, энергетики. Предпосылки становления института государственных корпораций в России. Государственные корпорации в России (Справка РИА "НОВОСТИ", Доклад Экспертного Совета при комитете Совета Федерации ФС РФ по промышленной политике,  Экономическое и политическое измерение эффективности российских государственных корпораций).
 


Корпорации. Некоммерческие организации.
Суханов Е.А. заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ, доктор юридических наук, профессор.


Особые экономические зоны и кластеры:
промышленно-производственные особые экономические зоны;
технико-внедренческие особые экономические зоны;
туристско-рекреационные особые экономические зоны;
портовые особые экономические зоны.
Кластер как совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая в соотвествии с действующим законодательством определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.


Национальный Центр ГЧП – ведущий центр компетенций в сфере государственно-частного партнерства. Миссия центра - содействие привлечению инвестиций в развитие общественной инфраструктуры для повышения качества жизни людей. Центр ведет системную деятельность по созданию условий для ускоренного развития и модернизации общественной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Центр на постоянной основе взаимодействует более чем с 60 субъектами Российской Федерации, оказывает содействие в отборе и экспертизе перспективных проектов, проводит обучение проектных команд и организует крупнейшие в России деловые мероприятия по тематике развития инфраструктуры. Ключевым результатом деятельности Центра является запуск Платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА»
Санжаревский И.И. Тамбов. 2024.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост. Санжаревский И.И., Тамбов, 2014-2024.
© 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)